Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Специфика деятельности специальной группы

Дата: 10 апреля 2018 в 16:10, Обновлено 5 октября 2021 в 22:50

Специфика деятельности специальной группы

Эффективность коррекционно-развивающей работы в специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в дошкольном учреждении, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателей. 

Основной задачей такой группы является коррекция общего недоразвития речи у детей. Координатором коррекционной  работы выступает учитель-дефектолог, так как он способен глубже увидеть динамику коррекционных процессов, лучше знает особенности детей с речевыми нарушениями. Воспитатели являются помощниками учителя-дефектолога в исправлении речевых и сопутствующих им нарушений. Это их главная и специфическая функция.

Режим дня и сетка занятий учителя-дефектолога и воспитателя строятся с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей данной группы, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционных задач. 

В специальной  группе для детей с ТНР осуществляется совместное планирование работы учителя-дефектолога и воспитателей, что позволяет более успешно решать коррекционные и воспитательно-образовательные задачи. В основе планирования используется программа «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи» Ю.Н. Кислякова, Л.Н. Мороз. При планировании всех занятий используется лексико-грамматический подход (например,  лексические темы «Осень», «Посуда», «Мебель» и т.д.).

Учителем-дефектологом проводятся занятия по образовательным областям (развитие речи; обучение грамоте) и коррекцинно-развивающие занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи; формирование произносительной стороны речи). Воспитателями проводятся занятия по всем остальным образовательным областям. Система коррекционно-образовательного процесса предусматривает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную форму проведения занятий, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственно-речевой среде.

Содержание коррекционно-развивающей деятельности в специальной группе для детей с ТНР строится с учетом ведущих направлений речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи – и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития: сказкатерапии, психогимнастики, артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, точечного массажа, физио- и фитотерапии, логоритмики, музыко-и артерапии. При этом щадящий режим, индивидуальный подход, общеукрепляющее лечение, доброжелательность, педагогическая поддержка выходят на первый план. 

Преемственность работы специалистов при организации интегрированного обучения и воспитания.

При коррекции речевых нарушений у детей в условиях специальной группы для детей с ТНР осуществляется тесное взаимодействие специалистов санаторного яслей-сада №2 г. Лида:

 Учитель-дефектолог (коррекция звукопроизношения, постановка речевого дыхания, практическое овладение навыками словообразования и словоизменения, связной речи).

 Воспитатель (индивидуальная работа по заданиям учителя-дефектолога, развитие мелкой моторики, развитие психических процессов, решение познавательных задач).

 Педагог-психолог (развитие психических процессов, положительный эмоциональный настрой).

 Музыкальный руководитель (логоритмика, чувство ритма, координация движения, дыхание, моторика)

 Руководитель физического воспитания  (общая моторика, коррекция движений, развитие дыхания).

 Медицинский персонал (массаж, физиотерапия, фитотерапия).

Организация коррекционно-развивающей среды.

При организации коррекционно-развивающей среды в специальной группе для детей с ТНР создана комфортная обстановка для стимуляции речевого развития детей. В группе оборудована речевая зона: логопедический столик с зеркалом; наглядно-иллюстративный материал по лексическим темам, по основным фонетическим группам, сюжетные картинки для развития связной речи, пособия для развития речевого дыхания, материал для развития мелкой моторики, зрительной памяти и фонематического слуха. 

Для проведения учителями-дефектологами коррекционно-развивающих занятий в учреждении созданы отдельные специально оборудованные помещения. Соблюдаются санитарно-гигиенические требования к оборудованию и содержанию кабинета. Они оснащены необходимым наглядным и раздаточным материалом для организации индивидуальной  и групповой работы.  Помещения эстетически оформлены и оборудованы функциональными зонами. Постоянно пополняется картотека игровых и дидактических пособий.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.