Специфика деятельности специальной группы
Эффективность коррекционно-развивающей работы в специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в дошкольном учреждении, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателей.
Основной задачей такой группы является коррекция общего недоразвития речи у детей. Координатором коррекционной работы выступает учитель-дефектолог, так как он способен глубже увидеть динамику коррекционных процессов, лучше знает особенности детей с речевыми нарушениями. Воспитатели являются помощниками учителя-дефектолога в исправлении речевых и сопутствующих им нарушений. Это их главная и специфическая функция.
Режим дня и сетка занятий учителя-дефектолога и воспитателя строятся с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей данной группы, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционных задач.
В специальной группе для детей с ТНР осуществляется совместное планирование работы учителя-дефектолога и воспитателей, что позволяет более успешно решать коррекционные и воспитательно-образовательные задачи. В основе планирования используется программа «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи» Ю.Н. Кислякова, Л.Н. Мороз. При планировании всех занятий используется лексико-грамматический подход (например, лексические темы «Осень», «Посуда», «Мебель» и т.д.).
Учителем-дефектологом проводятся занятия по образовательным областям (развитие речи; обучение грамоте) и коррекцинно-развивающие занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи; формирование произносительной стороны речи). Воспитателями проводятся занятия по всем остальным образовательным областям. Система коррекционно-образовательного процесса предусматривает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную форму проведения занятий, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственно-речевой среде.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности в специальной группе для детей с ТНР строится с учетом ведущих направлений речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи – и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития: сказкатерапии, психогимнастики, артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, точечного массажа, физио- и фитотерапии, логоритмики, музыко-и артерапии. При этом щадящий режим, индивидуальный подход, общеукрепляющее лечение, доброжелательность, педагогическая поддержка выходят на первый план.
Преемственность работы специалистов при организации интегрированного обучения и воспитания.
При коррекции речевых нарушений у детей в условиях специальной группы для детей с ТНР осуществляется тесное взаимодействие специалистов санаторного яслей-сада №2 г. Лида:
Учитель-дефектолог (коррекция звукопроизношения, постановка речевого дыхания, практическое овладение навыками словообразования и словоизменения, связной речи).
Воспитатель (индивидуальная работа по заданиям учителя-дефектолога, развитие мелкой моторики, развитие психических процессов, решение познавательных задач).
Педагог-психолог (развитие психических процессов, положительный эмоциональный настрой).
Музыкальный руководитель (логоритмика, чувство ритма, координация движения, дыхание, моторика)
Руководитель физического воспитания (общая моторика, коррекция движений, развитие дыхания).
Медицинский персонал (массаж, физиотерапия, фитотерапия).
Организация коррекционно-развивающей среды.
При организации коррекционно-развивающей среды в специальной группе для детей с ТНР создана комфортная обстановка для стимуляции речевого развития детей. В группе оборудована речевая зона: логопедический столик с зеркалом; наглядно-иллюстративный материал по лексическим темам, по основным фонетическим группам, сюжетные картинки для развития связной речи, пособия для развития речевого дыхания, материал для развития мелкой моторики, зрительной памяти и фонематического слуха.
Для проведения учителями-дефектологами коррекционно-развивающих занятий в учреждении созданы отдельные специально оборудованные помещения. Соблюдаются санитарно-гигиенические требования к оборудованию и содержанию кабинета. Они оснащены необходимым наглядным и раздаточным материалом для организации индивидуальной и групповой работы. Помещения эстетически оформлены и оборудованы функциональными зонами. Постоянно пополняется картотека игровых и дидактических пособий.