Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

«Прогулки – источник мыслей и вдохновения»

Дата: 22 ноября 2021 в 16:30
Автор: Алиева С. А.

«Прогулки – источник мыслей и вдохновения»

      Известно, что мышление детей «включается» совсем не так, как у нас, взрослых. Источником детской мысли чаще всего служат чувственные восприятия (то есть просто то, что ребёнок щупает, видит, слышит, обоняет) или действия (взял, сломал, прыгнул, залез) самого малыша. Без чувственных впечатлений и активного физического действия маленький ребёнок самостоятельно мыслить не может: так он устроен. Но ведь именно на прогулке мы получаем наилучшие условия как для физической активности крохи, так и для разнообразных чувственных восприятий. Где ещё можно не только бегать, прыгать и лазать, но и подобрать то, что нашёл, взять себе и даже сломать? Можно ли так делать дома? Или в садике?

     Богатство чувственных впечатлений определяется уже сменой состояния природы. В отличие от техногенного пейзажа, от предметов, созданных человеком, живая природа всё время меняется, становится другой. Нужно только суметь обратить внимание маленького человека на то, чего мы, взрослые, обычно не замечаем. На что же можно обратить внимание малыша на прогулке?

        Во-первых, это небо. Если ребёнок заметит, что небо чем-то похоже на лицо человека, крохе будет интересно смотреть на него, на то, как оно меняется. Так, малыш может узнать слова: «хмуриться», «прояснилось», «мрачное», «светлое», «чистое», «задумчивое». Цвет неба бывает очень красивым. Здесь сменяют друг друга почти все возможные цвета и оттенки. Как обратить на них внимание ребёнка? Скажите ему: вот между этим домом и тем- это будет НАШЕ НЕБО. Наше с тобой, понимаешь? Только никому не говори об этом: это будет наша тайна. Ну-ка посмотрим, какое сегодня наше небо?

    Можно попробовать считать, сколько цветов на небе, называя их: сегоднясерый, сиреневый, розовый и голубой- четыре! Посмотрим, сколько будет завтра. Облака, тучи на небе бывают разной формы и величины; часто они на что-то похожи. Вот эта, как лошадь, а то, как сказочное чудовище с тремя головами. Можно сочинять вместе с ребёнком целые истории про фантастических персонажей, которых вы увидели среди облаков. Они то гоняются друг за другом, преследуют друг друга; то мирно плывут; то словно спят, вися на одном месте. Они бывают добрыми и весёлыми, а бывают злыми, сердитыми. Ну-ка, какие у нас сегодня облака на «нашем небе»?

          Но немало интересного и на земле. Вот репейник: почему он такой «цеплючий»? Для чего он цепляется за нашу одежду и шерсть животных? Можно взять коробочку репейника и на глазах у малыша высыпать из неё семена. Ребёнок очень удивится: такая маленькая коробочка—а столько семян. Вот эти семена мы и переносим на своей одежде, и так сеем повсюду репейник. Вот почему он везде растёт. А почему некоторые ягоды, например, рябина, такие яркие? Наверно, чтобы их заметили. Кто же должен их заметить и зачем? Зимой ребёнку можно будет показать птиц, например, снегирей или свиристелей, которые едят рябину. Вот для кого она такая красная! Но неужели рябина так заботится о птицах? Какая она добрая! Почему шмель мохнатый, а пчела не мохнатая? Может потому, что шмели живут на севере, там холодно, вот они и носят такую тёплую «одежду»?

         Покажите ребёнку обыкновенные сосновые шишки и иголки: весной, летом и осенью. Весной иголочки похожи на мягкую кисточку с нежными-нежными салатовыми «шерстинками»: малыши очень любят их гладить и нюхать: у них сильный, своеобразный, чуть горьковаты й, приятный запах. Летом иглы и шишки твердеют. Но они ещё зелёные. А осенью- какие они будут осенью? А зимой? Всё равно зелёные! А вот дерево, похожее на сосну (лиственница), а с неё все иглы осыпались, как будто это листья. Почему на некоторых деревьях (ольхе, берёзе) такие «висюльки» (серёжки)? Почему ранней весной, когда ещё нет листьев, клёны уже зелёные?

      Интересно, что наши маленькие натуралисты в чём-то могут оказаться даже внимательнее и наблюдательнее нас. Они ближе к земле. Они любят рассматривать всё, что лежит на земле, всяких маленьких существ, букашек. Кузнечик прыгает: почему он так прыгает? Сам маленький, а прыгает лучше, чем папа.

     Ещё один особый мир – мир птиц. Одна мама целый год вместе с сыном на прогулке наблюдала за стайкой воробьёв! Они жили на одном определённом кусте, всегда там ночевали. В конце концов, мальчик стал узнавать воробьёв в «лицо» и даже дал им прозвища. Он понял, что у воробьёв есть вожак, что самцы выглядят и ведут себя совсем не так, как самки. Что у каждого воробья - свой характер; что между разными воробьями в стае – разные отношения, совсем как у людей: кто-то кого-то всё время обижает; кто-то «дружит». Так как мальчик ещё и кормил этих птичек, то стал беспокоиться о них: не замёрзнут ли они зимой? Не промокнут ли под дождём? Почему птицы в сильный мороз нахохливаются, надуваются? Малыш удивится, узнав, что такая высокая температура, какая у него была только во время ангины, у птичек бывает всегда. Вот поэтому они и выдерживают сильный мороз.

Замечательный источник чувственных впечатлений – осенние листья. Хотя они бывают только осенью, но ведь из них можно составить гербарий. Можно соревноваться друг с другом: кто найдёт лист красивее? При этом обязательно «проговаривайте» всё, что видите: «смотри, у него каёмка ярко-красная, рыжие пятна, а внутри он ещё зелёный»; «а этот жёлтый с коричневыми прожилками».

       Коллекции листьев можно рассматривать и зимой: ребёнку будет приятно, что это он сам нашёл – да ещё самые-самые красивые листья – он с удовольствием будет листать гербарий и рассказывать, как и где он нашёл тот или другой листок. Если там, где вы гуляете, есть хоть какая-то вода – хотя бы небольшой пруд – это ещё один источник мысли. Вода тоже всегда разная: то жидкая, то твёрдая, разного цвета. В воде плавает много загадочных существ.

       Но и это ещё не всё. Если хоть чуть-чуть разбираться в ботанике (а разобраться можно за час-полтора, прочитав популярную брошюру), можно много рассказать ребёнку о тех самых простых растениях, которые он топчет своими ножками.

     Многие родители считают прогулку с ребёнком тяжкой обязанностью. Пользу для малыша они видят лишь в том, что он подвигается, подышит свежим воздухом. В то же время ребёнок должен развиваться, для чего его за деньги водят в различные «Центры Развития».

     Между тем развивать ребёнка можно во время прогулки. Развивать его любознательность, внимательность, наблюдательность, его мышление и речь.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.