«Приезжайте в Лиду: у нас есть что посмотреть!» Эту фразу я всегда говорю своим новым знакомым. И не сомневаюсь: даже тот, кто объехал полмира и многое повидал, в моем родном городе не заскучает.
Кроме основного «козыря», старинного замка, Лида интересна туристам своими брендами. И каков же восторг любознательных путешественников, когда им предлагают не только приобрести знаменитую продукцию, но и своими глазами увидеть, как, например, «рождаются» кукурузные палочки, выдувают вазу,
добывают торф или варят знаменитое на весь мир пиво.
– Услуга под названием «промышленный туризм» объединяет в себе, казалось бы, несовместимое: туризм и производство (разумеется, только то, где проводить экскурсии позволяет техника безопасности). На Лидчине свои проходные для экскурсий открыли шесть предприятий. На мой взгляд, это блестящий маркетинговый ход: независимо от цели поездки, туристы надолго запоминают название компании, которую посетили, а также становятся поклонниками продукции, которую там продегустировали, – рассказывает методист по туризму ГУ «Лидский районный физкультурно-спортивный клуб» Ирина Войтехович. – В прошлые годы в связи с пандемией было сильное падение в сфере туризма, в том числе и промышленного, но сейчас показатели постепенно возвращаются к доковидным. Так, за 6 месяцев текущего года лидские предприятия посетили более 20 тысяч туристов. Это почти в три раза больше, чем за аналогичный период 2021 года.
Тем, кто все еще раздумывает над вариантом необычного досуга с семьей, друзьями или коллегами, предлагаем посетить Лидский район. А эта подборка интересных маршрутов станет для вас путеводителем. Увлекательного времяпрепровождения!
Стеклянный графин в подарок
Стеклозавод «Неман» можно назвать пионером промышленного туризма в Беларуси: к себе на смотрины он стал приглашать еще в 80-е годы. С тех пор количество желающих увидеть, как с помощью огня и инструмента из жидкой шихты делают уникальные предметы, не иссякло.
– В прошлом году на нашем предприятии побывало более 14 тысяч туристов. Стеклозавод «Неман» получил Гран-при на XIX Республиканском туристическом конкурсе «Познай Беларусь-2021» в номинации «Объект промышленного туризма». В этом году поток туристов стал еще интенсивнее. Очень много экскурсионных групп приезжает сюда из России. Только за прошлую неделю мы приняли гостей с Камчатки, из Санкт-Петербурга, Читы, Новосибирска, Мурманска, – делится экскурсовод стеклозавода «Неман» Елена Нагулевич.
Любопытствующие надолго «зависают» у печи. Мастер достает огненный шар и выдувает из него собачку или вазочку. Процесс филигранный и длится всего пару минут, поэтому стеклодув просчитывает ходы, чтобы точно воплотить задумку художника. На свет появляются изделия, которые потом идут нарасхват у изумленных зрителей.
Во время экскурсии туристы видят полный цикл производства, посещают музей, где представлены экспонаты, датирующиеся началом ХХ века, и фирменный магазин.
В конце каждой экскурсии все получают приятные подарки от стеклозавода. Например, гостям из России мы вручили стеклянные графины, предложив по приезде домой провести эксперимент: купленные в магазине напитки из бумажной или пластиковой тары перелить в графин. Откуда приятнее и вкуснее пить: из тетрапака или стеклянного сосуда?
Где у вас тут улица Пивная?
О том, что Лида – столица пивоварения, знает, пожалуй, каждый турист. Местный завод – самый древний в стране. Построил его лидский мещанин Носель Пупко. Экскурсантов проведут по улице Пивной к 140-летнему дому, с которого началось «Лидское». В этом здании недавно открылся музей «лідскага бровара». На четырех этажах разместились сотни экспонатов, в том числе уникальные объекты столетней давности и современное оборудование, раскрывающее этапы производства, образовательные видеоинсталляции и дегустационный зал.
Посетители познакомятся с историей пивной этикетки, бокала, увидят пивные бутылки конца XIX века. Долгожданная часть экскурсии – дегустация. Гостей угостят классическими сортами пива и новинками, а также научат понимать вкусовые особенности напитков и гармонично сочетать их с едой.
Интересный факт: в Инстаграме можно найти «личный аккаунт» Носеля Пупко. Лидский мещанин, который полтора века назад основал в нашем городе пивоваренный бизнес, сейчас делится своими мыслями и интересными фактами с подписчиками (которых у него несколько тысяч!).
Хочешь классно получиться на фото с Хрумстиком – назови секретное слово!
Очень вкусная прогулка ждет туристов в ОАО «Лидапищеконцентраты». Даже если кто-то не слышал название этого предприятия, то наверняка знаком с его брендами: «Tvitnik», «Лидкон», «Лидские приправы» и, конечно, кукурузными палочками «Хрумстик». На изготовление последних путешественникам и предлагают посмотреть. Туристов ждет 20-минутная экскурсия по производственному участку, во время которой их ознакомят со всеми этапами «рождения» кукурузных палочек – от смешивания ингредиентов до формовки, от глазировки сиропом до упаковки.
– Почему так популярны фильмы в стиле «Как это делается» или «Как это работает»? Да потому что современному потребителю уже недостаточно рекламных слоганов о том, что именно этот продукт самый лучший. Ему важно лично убедиться, что процесс производства его любимых лакомств действительно на высоком уровне, – уверяет начальник отдела маркетинга ОАО «Лидапищеконцентраты» Мария Родевич. – Наша компания предельно честна со своими потребителями, поэтому мы с радостью знакомим всех желающих с производством.
Дегустация «Хрумстика» – еще одна яркая часть посещения ОАО «Лидские пищевые концентраты». А сколько восторга вызывают викторина и сладкий подарок! И, конечно, ни одна экскурсия не проходит без фотосессии с Хрумстиком. Кстати, есть секретное слово, произнося которое, каждый получается на снимке особенно привлекательным. Но его вы узнаете только во время экскурсии!
«Закулисье» макаронной фабрики
– Вы когда-нибудь задумывались о том, какой путь проходит одна трубочка макарон, прежде чем из бесформенного куска теста превратится в готовый продукт? Примерно так начинается увлекательной рассказ о том, как в ОАО «Лидахлебопродукт» делают известные макароны «Pastаvera» и «Ligrano».
– «Волшебство» начинается в операторской, где наши специалисты запускают процесс в соответствии с той или иной рецептурой, – экскурсовод знает, как заинтриговать присутствующих. – В гигантский смеситель мы загружаем два основных ингредиента – воду и муку. И начинается замес теста. Одновременно идет процесс вакуумирования – удаления воздуха. Без него тесто будет прочнее и оставит тот самый красивый янтарный цвет при себе.
И хотя тесто «спрятано» в недрах технологической линии (почти все процессы проходят в закрытом режиме), посетители макаронной фабрики внемлют каждому слову гида. К своему удивлению, они узнают, что производство макарон здесь не останавливается ни на минуту: люди и оборудование работают круглосуточно, в четыре смены. Только вообразите, что за один час в цеху изготавливают примерно одну тонну шестьсот килограммов макарон! А еще здесь выпускают уникальную для белорусского рынка продукцию – всеми любимые «бантики», «бабочки», «мотыльки». В чем их особенность, узнаете во время экскурсии!
Что шепчут туристы в «ухо желаний»?
В нашем регионе есть и ботаническая достопримечательность. Парк «Горни», который расположен на землях Лидского лесхоза, – самый настоящий памятник природы. Здесь растут многовековые деревья и кустарнки редких видов, гулять среди которых не только приятно, но и познавательно. Если внимательно читать таблички, то вы найдете самое большое и древнее дерево парка – сахарный клен (ему 130 лет, диаметр ствола – 180 сантиметров). А если прогуляться по дендропарку в сопровождении экскурсовода, узнаете куда больше. Например, что пихту одноцветную посадил бывший лесничий Лидского лесничества Владимир Роман в 80-х годах прошлого столетия. А дуб красный, родина которого – Северная Америка, занесен в… «Черную книгу» флоры Беларуси и является инвазивным видом, который может нанести вред окружающей среде.
А еще в одной из самых величественных аллей парка – липовой – есть липа и дуб, которые растут практически из одного корня. Это уникальное место для фотосессий молодоженов.
Между зелеными великанами – аллея Сказок, в которой можно встретиться и сфотографироваться со сказочными персонажами: Бабой-Ягой, русалкой, лешим. А на одном из деревьев есть «ухо желаний». Каждый может прошептать туда свое самое сокровенное желание, и оно обязательно сбудется. Изюминкой же парка по праву можно назвать зеленый лабиринт из 1415 туй. Заблудиться среди них проще простого. Впрочем, посетители парка не прочь пройти этот квест и получить массу впечатлений.
Впечатлений – вагон и маленькая тележка
Промышленные экскурсии могут быть не только увлекательными, но и романтичными: серебристые нити узких рельсов, проносящиеся за окном колоритные пейзажи и ритмичный стук колес … На торфобрикетном заводе «Дитва» уверяют: желающих прокатиться по узкоколейной железной дороге в вагончике из 70-х немало. Впрочем, таких романтиков привлекают не столько живописные разливы, созданные после повторного затопления бывших торфоразработок, сколько возможность своими глазами увидеть, как из осушенных болот добывают торф. К слову, торфобрикетный завод «Дитва» – один из самых крупных на территории нашей страны по добыче этого полезного ископаемого. За сезон здесь добывают более 200 тыс. тонн этого «черного золота».
Кстати, скоро на базе торфобрикетного завода «Дитва» появится первый в Беларуси музей узкоколейной техники. Создает его историко-культурное учреждение «Неизведанная узкоколейка». Сейчас оно занимается поиском и восстановлением редкой узкоколейной техники.
Компетенто:
– Развивать промышленный туризм в нашем регионе планируют и дальше. Принимать у себя экскурсионные группы готовы также такие предприятия, как «Лакокраска», «Бел-Пласт Интернэшнл», «Лидагропроммаш», «Конус», литейно-механический завод. К тому же многие лидские организации активно включились в реализацию профориентационного проекта «#Экономика. Личность. Будущее», когда их посещают группы педагогов района, знакомятся с производством, общаются с руководителями. А затем через призму собственного восприятия помогают грамотно ориентироваться в мире профессий своим воспитанникам.