Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста

Дата: 29 января 2018 в 12:42, Обновлено 11 января 2022 в 00:23

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста.

      Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.  

     Нарушение речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

  • они не соответствуют возрасту говорящего;

  • не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;

  • связаны с отклонениями в функционировании  психофизиологических механизмов речи;

  • носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;

  • часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;

  • требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.

 Причины нарушений речи:

  • соматическая ослабленность;

  • замедленное психофизическое развитие;

  • отягощенная наследственность, травмы;

  • неправильное строение органов речевого аппарата;

  • невнимание к речевому развитию детей в младшем возрасте;

  • двуязычие в семье и др.

В рамках общеобразовательного детского сада мы, как правило, не сталкиваемся с тяжелой патологией речевого развития, связанной с расщелинами неба и верхней губы. Здесь мы сталкиваемся со следующими видами нарушений:

1.     Фонематическое нарушение речи (ФНР) – вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха ребенок не слышит разницу между звуками и произносит их неправильно. (Сенсорное нарушение речи). Низкий уровень фонематического восприятия в жизни выражается в следующем:

  • неразличение на слух звуков в своей и чужой речи;

  • нарушение умственных действий по звуковому анализу  и синтезу слова.

2.    Фонетическое нарушение речи (дислалия) – нарушения артикуляционной моторики или недостаточная сформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи). Однако речь детей претерпевает в процессе развития ребенка изменения: так, в возрасте 3 лет отсутствие звуков р, л, ш, ж – это не отклонение в речевом развитии, а возрастная норма. В логопедической практике существует термин – возрастная дислалия. Поэтому, при знакомстве с медицинскими картами детей до 4 – 4,5 лет, вы встретите именно этот термин.

 3.     Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

Недостатки произношения на практике проявляются в следующем:

  • замена звука на более простой по артикуляции;

  • нестабильное использование звука в речи;

  • искаженное произношение звука;

 У ребенка может быть нарушено произношение 1 звука или нескольких.

 4.  Наиболее часто встречаются дети и с общим недоразвитием речи (ОНР), т. е. дети, у которых нарушено и звукопроизношение, и лексико-грамматический строй речи. Эти дети часто неверно строят предложения, неправильно употребляют окончания, испытывают трудности при словоизменении и словообразовании. В некоторых случаях (крайне редко) у детей может быть сохранно звукопроизношение, фонематический слух и нарушен только лексико-грамматический строй речи. В эту группы попадают и двуязычные дети, у которых ОНР возникает на фоне двуязычия.

 5. Заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, которое характеризуется запинками при произнесении первого звука слова или прерывистостью речевого потока. К этому расстройству не относят тех заминок и сбоев в ритме речи, которые возможны у нормально говорящих. Главные отличия – в ощущении мышечного напряжения у заикающегося, утрате контроля над органами речи.

 Как вести себя с заикающимся ребенком:

  • не стоит обращать  особое  внимание   ребенка   на  речевой дефект. Значительно лучше его речь от этого не станет, а фиксация на дефекте может привести к нежелательным последствиям;

  • ни в коем случае не связывайте неудачи рёбенка с его речевым дефектом;

  • объективно подчеркивайте достоинства   своего   ребенка;

  • поощряйте его общение с другими детьми;

  • не стоит напоминать ребенку о психических травмах и неприятных переживаниях;

  • обратите внимание на чередование периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуации и обстановку, в которых речь улучшается, и способствуйте развитию этих ситуаций.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.