Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Почему ребенок говорит неправильно?

Дата: 7 февраля 2018 в 12:15, Обновлено 11 февраля 2021 в 00:06

Почему ребенок говорит неправильно?

     Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребенка. Ведь их с нетерпением ждут! Несовершен­ные, смешные, сотворенные самими малышами, они так дороги родителям, бабушкам, дедушкам. В жизни крохи настал важнейший этап, от которого будет зависеть все его дальнейшее развитие. По мере овладения речью формируют­ся психика ребенка, его мыш­ление, познавательные процес­сы, общие и специфические способности. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормаль­ному развитию ребенка, фор­мированию его личностных качеств.

    Овладевая речью, малыш какое-то время говорит непра­вильно - это закономерное, так называемое физиологичес­кое косноязычие. Но всему свое время и своя мера. Когда смешно выговаривает слова ма­ленький ребенок, нас это не волнует, а даже умиляет. Когда же плохо говорит школь­ник - это уже серьезная при­чина для беспокойства. Такие дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, бо­ятся разговаривать, становят­ся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению неуживчивого, тяжелого характера. Недоразвитие речи в дальнейшем сказывается на процессе чтения и письма. В письменных работах появляется масса орфографических и специфических ошибок, относящихся к нарушениям письменной речи -  дисграфии. Таким детям необходима срочная помощь учителя-дефектолога. А поскольку нарушения чтения и письма - вторичные аффективные наслоения, то следует искать первопричину.

     Многих родителей волнуют  вопросы: Каковы причины речевой патологии? Как вообще  должна развиваться речь ребенка? Как не упустить время, когда следует бить трево­гу? В традиционной логопе­дии речевое развитие условно разделено на несколько этапов и может служить для родите­лей памяткой.

     От 1,5 до 3 мес. - «гуле­ние», когда малыш издает звуки: а-а-а, гууу-гуу, э-э-э, пфф, буу.

     От 3 до 6 мес. - так назы­ваемая «свирель», тянет ма­лыш звуки, как на свирельке играет, поет их: е-лл-и, агу­ааа, алль-ле.

     От 6 до 9 мес. - «лепет», не слова, а именно лепет: ба­ба-ба, па-па-па-па, м-ма-ма.

     От 9 мес. до 1 года - пер­вые слова и звукоподражания: мама, папа, дай, деда, ав-ав, муу.

     От 1 года 6 мес. до 1 года 9 мес. - первые предложения: « Ляля бух!», « Мама, дайl»

     С 1 года 9 мес. до 2 лет ­период стремительного разви­тия речи, когда малыш усва­ивает 350 слов и более. В это время начинается бурное втор­жение в жизнь, интересней­ший этап - первые «почемуч­ки», познание жизни через вопросы, обращенные ни к кому-нибудь, а к маме, папе, бабушке, дедушке.

   Малыши своими вопросами часто не только удивляют и умиляют взрослых, но и за­ставляют задуматься: «Отку­да у крохи такие вопросы?». Поэтому не отмахивайтесь от них, отвечайте.

    От 2 до 3 лет ребенок прак­тически усваивает граммати­ческий строй родного языка. Он склоняет существитель­ные, согласовывает с ними прилагательные, учится пра­вильно употреблять глаголы, местоимения, наречия и дру­гие части речи.

     От 4 до 5 лет дети овладе­вают умением связно расска­зывать: они повторяют услышанную сказку, пересказывают содержание любимого мультика, эмоционально и восторженно передают свои впечатления о праздничном утреннике в детском саду, поведают вам о пережитом событии, причём довольно связно и последовательно. В это время речь для ребенка стано­вится инструментом познания. Это  второй период «почему­чек», когда малыш активно вторгается в жизнь, открывая для себя новые предметы и яв­ления.

     Итак, к 4-5 годам ребенок знает много слов, правильно употребляет их в речи. Если к 4 годам он не произносит 2­ - 3 трудных звука [р, л, с, щ], то это не страшно, к 5-6 го­дам звуковую сторону речи можно привести в норму. А вот, если речь его несовершенна, большинство звуков он произ­носит неверно, да еще запас слов крайне мал, это уже серьезно, и следует немедленно об­ратиться к учителю-дефектологу.

   Что могло стать причиной нарушения речи? Причин очень много. Болезни матери в пери­од беременности, последствия трудных родов, осложнения пос­ле тяжелых заболеваний ребен­ка, педагоги­ческая запущенность и, как это ни прискорбно, вредные при­вычки родителей - алкоголь и наркотики - уж они-то бьют по ребенку без промаха еще до его появления на свет.

      Очень часто причины пло­хой речи кроются в несовер­шенстве моторики. Эта же причина отразится на процес­се письма: ребенку трудно бу­дет научиться красиво писать, рисовать, успевать за темпом работы в классе.

     На практике бывают случаи, когда у ребенка с нормальным умственным развитием очень плохо развита речь. После сравнительно недолгого обще­ния с ним выясняется, что главная причина речевых наpyшeний значительное недо­развитие моторики. Источник этих неприятностей один: не­внимание взрослых к особен­ностям развития ребенка.

    В чем проявляется мотор­ная неловкость такого ребен­ка? Попросите его собрать «нечаянно» рассыпанные на столе спички, а потом поиг­райте: нарисуйте разноцвет­ные шарики, а он пусть дори­сует к ним ниточки. И то и другое дается с трудом: он не может собрать спички двумя пальчиками - зажимает их в кулак, напрягаясь и с трудом расслабляя сжатые пальцы. А вместо ниточек получаются ломаные зигзаги. Попросите ребенка отвести один пальчик в сторону - за ним потянут­ся остальные. Проверьте под­вижность губ, языка - дви­жения неловкие, нечёткие, и ребенок отказывается выпол­нять движения, потому что бы­стро устает. А подобные манипуляции шестилетний ребенок должен выполнять свободно.

     Что же можно посоветовать? Внимательно следите за ходом речевого развития своего малыша. С момента рож­дения разговаривайте с ним, пойте ему. Все ваши действия сопровождайте речью. Умывая  ребенка, приговаривайте ласковым, добрым голосом какой-нибудь маленький стишок, например: «Водичка, водичка, умой наше личико» и др. Ведь все мы « родом из детства» и знаем много потешек, скороговорок. С малышом нужно говорить, не сюсюкая, не искажая слова, не подражая детской речи. Как пока­зали серьезные психолингвис­тические исследования, обра­щенная к ребенку неправильная речь малопонятна и вредна для его речевого развития. Кроме  того, речевой слух ребенка выхватывает лишь куски и чаще всего окончания слова. Вместе с тем, если ребенок на­долго остается один на стадии говорения исключительно «детских» слов, то впослед­ствии в его речи могут отме­чаться различные нарушения, связанные с неполным овла­дeниeм всеми звуками родно­го языка, замена звуков, их смешение. Ведь сначала не­правильно воспринял, затем также неправильно сказал и, наконец, так привык к проис­шедшей замене, что разницы между тем, как слышит и как, произносит, не видит. А в будущем мы имеем такую не­приятность, как аграмматизм у школьника - «как слышит­ся, так и пишется», а пишет­ся неграмотно.

     И еще один очень важный момент - стремительность ре­чевого развития. Этот вариант нарушения нормального раз­вития речи таит в себе опас­ность возникновения невроза.

     В этом случае первые сло­ва детей не только не задер­живаются в сроках появления, но, наоборот, опережают все возрастные нормы и сроки речевого развития. Ребенок, едва «перешагнув» годовой рубеж жизни, вдруг начина­ет говорить почти развернуты­ми предложениями, с хоро­шей дикцией, используя сложные, совсем не детские слова. Сколько гордости вызы­вает у родителей их говорящее чудо! Сначала такие возмож­ности кажутся безграничны­ми, с ним постоянно разгова­ривают, и почти круглосуточ­но говорит он сам. Его учат, много рассказывают, читают, показывают видеофильмы и Т.д. И он все понимает, с интере­сом слушает. И казалось бы,  все идет прекрасно. Но такой малыш почему-то иногда пло­хо спит, плачет во сне, стано­вится капризным и вялым. Это происходит потому, что еще слабая, не окрепшая не­рвная система малыша не справляется с потоком информации, свалившейся на его голову. Повышенная возбудимость, ночные страхи, капризы свидетельствуют о том, что нервная система ребёнка утомлена, не справляется с информационной нагрузкой. Значит, малышу необходим отдых, свобода от лишних впечатлений, особенно речевых. Для того  чтобы предотвратить раз­витие невроза, нужно больше гулять с ребенком, играть в простые детские игры, учить общаться со сверстниками и ни в коем случае не перегру­жать информацией.

     Теперь поговорим о совер­шенствовании движений. Мы убедились в том, как тесно связаны между собой устная, письменная речь и движения, особенно мелкая моторика и речь.

    Присмотритесь к своим де­тям: как они зашнуровывают и расшнуровывают обувь, как подбирают мелкие предме­ты, держат ложку, вилку, умеют ли рисовать, лепить, как работают ножницами; насколько вообще коорди­нированны их движения. Для детей несовершенной моторикой можно проводить специальные упражнения: собирание мелких предметов в коробочку, нанизывание бус, пуговиц на леску, игру в «щелчки» (когда щелчком сбиваются шашки с доски), разукрашивание картинок в книжках-раскрасках и многие другие игры-упражне­ния.

     Очень важны работы по дому, самообслуживание. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Пусть он сделает вкривь, вкось, но сам, своими руками. Многих роди­телей раздражает детское «Я сам!». А зря. Больше учите с ребенком наизусть, очень хо­рошо, когда он не стесняется декламировать стихи родите­лям, гостям, выступать на дет­ских праздниках. Ведь это воспитывает в нем уверенность в себе.

   Чтобы воспользоваться тем или иным советом, нужно очень внимательно наблюдать за своим малышом, пытаться понять его интересы, знать его характер. А главное - руководствоваться принципом «Но навреди».

      Речь ребенка - важная черта его личности. От ее развития зависит, Каким он вырастет. И пусть речь будет правиль­ной, красивой и совершенной.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.