Как работать с гиперактивными детьми:
— проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
— избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований;
— повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
— выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
— для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
— уделяйте ребенку достаточно внимания;
—учите ребенкачеткому планированию своей деятельности;
— чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
— снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
— помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию
гиперактивности, когда ребенок утомлен, не настаивайте на срочном выполнении дела, дайтеему возможность отдохнуть;
— придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказанийза плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневниксамоконтроля;
— не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к
наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте послесовершения поступка;
— чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок,поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительнык поощрениям;
— составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение наопределенные виды работ; постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их;
— не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту испособностям;помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
— не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с
нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из несколькихзвеньев;
— вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными,так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы, наиболее действеннымибудут средстваубеждения «через тело» лишений удовольствий, лакомств, привилегий, запретнаприятную деятельность;
— давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог егозавершить;
— поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания
(например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение);
— давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневнаяфизическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
— поговорите с гиперактивным ребенком о его проблемах и научите с ними справляться.
Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синдромом дефицита внимания,хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощьюперечисленных мер.