Готовность к школе
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Под психологической готовностью к школе понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Психологическая готовность к школьному обучению подразумевает несколько компонентов:
1) У ребенка должно быть желание идти в школу, т.е., на языке психологии, - мотивация к обучению. Общеизвестно, что любая деятельность проходит эффективнее, если она мотивирована.
Для формирования учебной мотивации важно у ребенка вызвать интерес к учебе, а для этого ребенок должен понимать смысл учебной деятельности. Необходимо ребенку объяснить для чего он пойдет в школу. Объяснения могут быть следующими: научится считать, писать, читать (привести примеры из жизни ребенка, в которых ему понадобятся знания счета, письма, чтения). Первоклассника можно заинтересовать и внешней атрибутикой (красивый портфель, пенал и т.д.), а также новыми друзьями, но при этом важно помнить, что главным мотивом у ребенка должно оставаться желание узнать что-то новое.
2) У ребенка должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.
3) Ребенок должен быть здоровым и выносливым, иначе ему будет сложно выдерживать нагрузку в течение урока и всего рабочего дня. Если Ваш ребенок недостаточно вынослив, то необходимо это тренировать, например, можно попробовать постепенно увеличивать нагрузку.
4) У ребенка должно быть хорошее умственное развитие.
Приемы повышения заинтересованности ребенка в школьном обучении
Проводить «экскурсии» в будущую школу при этом рассказывать ребенку о режиме школьника, обращать внимание какие дети счастливые и довольные идут из школы, как им весело вместе общаться.
Приобрести интересную и красочную школьную атрибутику (пенал, тетради, портфель и т.д.), организовать для ребенка его рабочее место. Все это желательно делать с участием ребенка, по мере возможности, учитывать его желания.
Предложить ребенку просмотр мультфильмов, кинофильмов или прочтение книг, рассказов школьной тематики с последующим обсуждением. Это могут быть следующие мультфильмы и кинофильмы: «Девочка в цирке», «Опять двойка», «Вовка в тридевятом царстве», «Волшебный школьный автобус», «Чебурашка идет в школу», «Слоненок пошел учиться», «Волшебный магазин», «Девочка в цирке».
Когда Вы занимаетесь с ребенком, важно:
1) Не допускайте, чтобы ребенку было скучно во время занятий. Если Вы видите, что ребенок скучает, остановите занятия, либо смените задание. Старайтесь подбирать иллюстрированный и красочный материал, введите систему поощрений, задания лучше представлять в игровой форме.
2) Повторяйте упражнения, если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, сделайте его позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
3) Будьте терпеливы, не спешите, увеличивайте время выполнения заданий постепенно.
Игры и упражнение, направленные на развитие мышления
- Чаще загадывать ребенку загадки. При этом после того, как ребенок отгадал, проговорить с ним по каким признакам он узнал этот предмет.
- Угадай слово по описанию. Предложите ребенку отгадать слово по Вашему описанию, при этом описание начните с несущественных признаков. Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он загадывал.
- Давайте ребенку задания на поиск лишних предметов, объединение предметов в группы (просите ребенка пояснять свой выбор, объясняйте его ошибки).
- Упражнение «Ожерелье из пуговиц». Для упражнения Вам понадобится несколько групп одинаковых пуговиц. Наденьте несколько пуговиц на нитку в определенной последовательности (например, круглая, квадратная, круглая) и попросите ребенка надеть на нитку следующую пуговицу в заданном порядке. Когда ребенок справится с заданием, можно усложнить последовательность и создать ее из 3-4 видов пуговиц разной формы, цвета и размеров.
- Игра «Найди ошибку в рассказе». Вы рассказываете ребенку мини-историю, по окончании которой он должен рассказать, что было неправильно. Пример рассказа: «Пришла весна. На улицах зазеленела травка. Мальчики отправились на каток играть в хоккей».
Игры и упражнения, направленные на развитие психических процессов
- Игра «Что изменилось». Разложить предметы на столе в определенном порядке, затем ребенок выходит из комнаты. Вы меняете предметы на столе или забираете, или кладете какой-нибудь новый предмет. Задача ребенка – угадать, что изменилось.
- Упражнения «Найди отличия», «Найди такой же предмет». Данное упражнения часто встречается в детских журналах, предложите ребенку его для выполнения, проверяйте, что бы Ваш ребенок отыскал все отличия.
- Полезно заучивать небольшие стихи, песни, поговорки. При этом заучивание не должно быть механическим, ребенку следует объяснить смысл.
Упражнения, направленные на подготовку руки к письму
- Задания «Обведи по клеточкам (точкам)». При этом родителю необходимо следить за тем, чтобы ребенок выполнял задание, не отрывая руки, не переворачивая лист.
- Полезно разукрашивать или рисовать мелкие детали. При этом нужно следить, чтобы ребенок аккуратно, не заходя за края, раскрашивал картинку.